Процесс медицинского обучения разработан для того, чтобы вооружить будущих врачей навыками и знаниями, необходимыми для оказания качественного ухода за пациентами. Однако давняя практика в некоторых медицинских школах вызвала серьезные этические вопросы: проведение гинекологических осмотров на анестезированных женщинах без их согласия или ведома. Эта глубоко тревожная традиция, часто называемая «грязной маленькой тайной», указывает на значительный пробел в автономии пациента и ставит под сомнение основные ценности медицинской этики.
Происхождение и масштабы практики
Практика, подробно описанная в книге, посвященной опыту автора в Медицинской школе Тафтса, включает в себя медицинских студентов, часто мужчин, практикующих гинекологические осмотры на анестезированных пациентках во время операций. Один из студентов рассказывает: «Я в перчатках, пятый в очереди…Мы учимся не только навыкам осмотра. Используя уязвимость женщины — когда она лежит обнаженной на столе в бессознательном состоянии — мы учимся относиться к пациенткам как к инструменту для нашего образования». Эта модель «автомата для газировки» — когда студенты выстраиваются в очередь, чтобы проводить осмотры — была осуждена как «возмутительное посягательство на достоинство и автономию пациента».
Практика не ограничивается одним учебным заведением. Она описывается как «давняя традиция», встречающаяся в медицинских школах по всему миру, что вызывает вопросы о том, насколько широко распространена эта проблема.
Оправдания и этические вопросы
Многие медицинские школы и больницы защищают практику, утверждая, что такие осмотры подпадают под «предполагаемое согласие» пациента на хирургическое вмешательство. Они утверждают, что пациенты осведомлены о том, что находятся в учебном госпитале, и, следовательно, должны ожидать участия студентов. Однако исследования показывают обратное: многие пациенты не знают об общении с медицинскими студентами или даже о том, находятся ли они в учебном госпитале. Эта неопределенность связана с «преднамеренной ложью и обманом», что указывает на возможное пренебрежение прозрачностью по отношению к пациентам.
Подрыв ответственности и согласия
Тревожная тенденция указывает на подрыв ответственности среди медицинских студентов. Опрос показал, что 100% студентов были представлены пациентам как «врач» членами клинической команды. Дальнейшие исследования показывают снижение чувства ответственности у студентов информировать пациентов о том, что они являются студентами, особенно при проведении инвазивной процедуры. Это приводит к подходу «не спрашивай — не говори» при получении согласия на гинекологические осмотры. Данные показывают, что более трети опрошенных медицинских студентов решительно не согласились с утверждением: «Больницы должны получать явное разрешение на участие студентов в гинекологических осмотрах».
Врачи часто пытаются преуменьшить чувствительность гинекологических осмотров, проводя параллели с хирургией живота или офтальмологическими процедурами. Тем не менее, факт остается фактом: осмотр влагалища женщины по своей сути интимный. Один профессор выразил предпочтение «новому поколению хорошо обученных врачей…вместо нации женщин, чьи влагалища защищены от нападения со стороны медицинских студентов», демонстрируя пренебрежение благополучием пациента.
Мнения пациентов и необходимость перемен
Несмотря на эти оправдания, исследования последовательно показывают, что подавляющее большинство женщин (до 100%) хотят быть проинформированы о гинекологических осмотрах, проводимых медицинскими студентами. Тот факт, что пациентки придают большое значение тому, чтобы их спрашивали, поднимает важный вопрос: почему так сложно медицинским работникам получить согласие? Ответ часто заключается в том, что спросить может привести к отказам.
В конечном итоге, национальный опрос однозначно заключает: «Однако пациенты, поступающие в учебные больницы, не лишаются, тем самым, как люди, своих прав на полный контроль над своим телом и участие в принятии решений, касающихся их здоровья». Текущая практика прямо противоречит этому фундаментальному принципу.
Сохранение этой практики подчеркивает острую необходимость перемен. Установление четких протоколов для получения информированного согласия — даже если это сложно — необходимо для поддержания достоинства пациента и приведения медицинского образования в соответствие с этическими стандартами. Это важный шаг к обеспечению того, чтобы стремление к медицинскому мастерству не шло в ущерб автономии и уважению к пациенту.




















