всё возрастающее влияние социальных сетей: усиление мнимой аудитории

16

Влияние социальных сетей на молодых взрослых выходит за рамки простого общения; похоже, оно искажает их восприятие себя и других, возможно, обостряя распространенную проблему развития, известную как «мнимая аудитория». Это не просто случайности – последние исследования начинают прочно связывать интенсивное использование социальных сетей с повышенными тревожностями по поводу самовосприятия.

Термин «мнимая аудитория» был введен в 1960-х годах психологом Дэвидом Элкиндом. Он описывает уникальный подростковый опыт постоянного ощущения наблюдения и оценки невидимой толпой, как будто каждое действие, выбор одежды или высказывание играет на сцене с невидимыми наблюдателями, которые постоянно ведут записи. Это может привести к социальным тревогам, перфекционизму и даже избеганию социальных ситуаций – все это вызвано воображаемым давлением постоянной оценки.

Хотя этот этап развития обычно ослабевает с возрастом, растущее количество исследований говорит о том, что социальные сети могут действовать как мощный усилитель этих чувств.

Исследование 2024 года, опубликованное в журнале «International Journal of Mental Health Promotion», выявило прямую корреляцию между интенсивным использованием социальных сетей и усилением ощущения мнимой аудитории и повышением уровня социальной тревожности у молодых взрослых. Этот результат согласуется со исследованием 2021 года из журнала «Journal of Developmental Cognitive Neuroscience». В нем было показано, что участники, проводившие больше времени в социальных сетях, демонстрировали более сильную нейронную активность при осуществлении самооценки по сравнению с представлением о том, как другие их оценивали. Исследователи утверждают, что это указывает на то, что социальные сети размывают грань между реальной и воображаемой аудиториями, фактически создавая «не совсем мнимую» аудиторию.

Отчет журнала Forbes за 2024 год углубляется в механизмы этого феномена. Платформы социальных сетей, постоянно стремящиеся к лайкам, репостам и просмотрам, неотвратимо поощряют сценические действия – по сути, побуждая пользователей создавать тщательно продуманный онлайн-образ для потенциально огромной аудитории. Анонимность, предоставляемая этими платформами, также может подпитывать агрессию и кибербуллинг, добавляя еще один уровень напряжения для тех, кто уже борется с повышенной самосознанием.

Не только акт исполнения обостряет проблему; постоянно наблюдать за тем, как другие делают то же самое, еще больше усугубляет ситуацию. Видение бесконечных лент выверенных жизней, отфильтрованных селфи и тщательно построенных историй может дополнительно подпитывать тревоги по поводу социального сравнения и неполноценности – создавая порочный круг, в котором пользователи чувствуют давление постоянно «исполнять» для всевидящей онлайн-толпы.

Это поднимает важные вопросы для специалистов по психическому здоровью. Хотя многие понимают потенциальные опасности явного контента или кибербуллинга для психического благополучия молодых людей, влияние социальных сетей на самовосприятие и мнимую аудиторию может быть более тонким, но столь же важным фактором. Терапевтам необходимо начинать включать использование социальных сетей в свои оценки, особенно при работе с подростками, испытывающими тревогу, депрессию или другие связанные проблемы.

Подобно этому, родителям не следует сосредотачиваться только на защите своих детей от явного контента онлайн; им также нужно решать эмоциональные последствия постоянного передвижения по цифровому ландшафту, построенному на выверенных образах и неустанной самопропаганде.

Для решения этих растущих проблем потребуется многогранный подход, включающий повышение осведомленности, проактивные терапевтические стратегии и, возможно, переосмысление самой конструкции и культуры платформ социальных сетей. Только тогда мы сможем надеяться на смягчение потенциального вреда, который эта кажущаяся неизбежной технология может причинять молодым умом, которые все еще борются с формированием своей идентичности в все более сложном мире.